Образовательная программа МКДОУ
Содержание:
|
Стр. |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
2 |
1.1.Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в МКДОУ д/с № 11 |
4 |
1.2.Цели и задачи учреждения по реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
4 |
1.3. Особенности образовательного процесса в МКДОУ д/с № 11 |
5 |
1.4.Принципы и подходы к формированию программы |
7 |
2. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА МКДОУ д/с № 11 ПОСЕЛКА МЕЗИНОВСКИЙ |
8 |
3. Организация режима пребывания детей в МКДОУ детский сад № 11 поселка мезиновский |
9 |
3.1.Описание ежедневной организации жизнедеятельности детей |
12 |
3.2. График двигательной активности детей |
13 |
3.3. Проектирование образовательного процесса |
14 |
4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей |
15 |
4.1. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей в соответствии с ФГТ |
15 |
5. Содержание коррекционной работы |
23 |
6. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы |
24 |
7.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы |
25 |
7.1.Мониторинг развития дошкольников в соответствии с портретом выпускника ДОУ |
26 |
Сокращения, применяемые в тексте:
ООП ДО – Основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
РФ – Российская Федерация;
МОН – Министерство образования и науки
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 поселка Мезиновский расположен по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, поселок Мезиновский, улица Строительная, дом13.
Детский сад №11 открыт 29 марта 1960 года на основании приказа РОНО №177 от 29.03.1960. Со дня открытия принадлежал Мезиновскому Торфопредприятию.
С 01.11.1993 г. детский сад передан в ведение Администрации поселка Мезиновский.
С 11.06.1997г. детский сад №11 переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 поселка Мезиновский.
С 01.07.2010г. МДОУ детский сад№11 поселка Мезиновский передан в ведение Управления образования Гусь-Хрустального района.
С 01.11.2011г. МДОУ детский сад №11 посёлка Мезиновский переименован в МКДОУ детский сад №11 посёлка Мезиновский.
Здание типовое, рассчитано на 3 группы. Предельная наполняемость 45 мест. В настоящее время в саду функционирует 3 разновозрастные группы, предельная численность контингента воспитанников 45 человек. Из них раннего возраста – 15 человек, дошкольного возраста – 30 человек.
Режим работы МКДОУ детский сад №11 поселка Мезиновский: 5-ти дневный, с 7.00 до 17.00.
Непосредственное руководство детским садом осуществляет заведующий, который подотчетен Управлению образования Гусь-Хрустального района.
Форма собственности – муниципальная.
МКДОУ осуществляет свою образовательную деятельность в соответствии с:
Ø Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;
Ø Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2009 №666;
Ø Уставом МКДОУ д/с № 11 п. Мезиновский, утвержденного учредителем – управлением образования администрации Гусь-Хрустального района, приказ №374-р от 26.10.2011;
Ø лицензией РО № 029994 рег. № 2593 выдана 27.12.2011 департаментом образования администрации Владимирской области на право ведения образовательной деятельности по программам дошкольного образования.
Нормативная база, обосновывающая введение Основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО):
Ø Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МОН РФ №655 от 23.11.2009);
Ø Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МОН РФ № 2151 от 20.07.2011);
Ø Письмо МОН РФ № 03-248 от 21.10.2010 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
Ø Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10».
ООП МКДОУ д/с № 11 поселка Мезиновский разработана на основе Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010).
Программа охватывает возрастной период воспитанников от 1,5 до 7 лет.
Срок реализации Программы: 2012 – 2016 годы.
1.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в МКДОУ
В настоящее время в МКДОУ функционирует 3 разновозрастные группы, предельная численность контингента воспитанников 45 человек:
1. Младшая разновозрастная группа (1,5-3 лет) – 15 человек;
2. Средняя разновозрастная группа (3-5 лет) – 15 человек;
3. Старшая разновозрастная группа (5-7 лет) – 15 человек.
Специфичен контингент воспитанников: высока доля детей из малообеспеченных, неполных, а также семей, относящихся к группе социального риска, с низким образовательным и культурным уровнем родителей.
Группы здоровья воспитанников (на 09.04.2012 – 45 человек)
Группа здоровья |
Количество детей |
% от общего количества детей |
1 |
5 |
11,1 |
2 |
40 |
88,9 |
3 |
- |
- |
4 |
- |
- |
1.2. Цели и задачи МКДОУ по реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, воспитание уважения к народным традициям и культуре, любви к родному краю.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
Ø забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
Ø создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
Ø максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
Ø творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
Ø вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Ø уважительное отношение к результатам детского творчества;
Ø единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольной группы и семьи;
Ø соблюдение в работе дошкольной группы и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
1.3. Особенности образовательного процесса в МКДОУ д/с № 11 п. Мезиновский
В МКДОУ д/с № 11 поселка Мезиновский созданы благоприятные условия для обеспечения всестороннего развития личности ребенка, комфортности пребывания его в дошкольном учреждении. Деятельность МКДОУ обеспечивает каждой семье государственные гарантии доступности и равных возможностей для детей при поступлении их в школу и в полной мере отвечает запросам родителей.
Главным условием развития ребенка в образовательном процессе является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.
Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:
Ø образовательный процесс;
Ø предметная развивающая среда;
Ø взаимодействие участников педагогического процесса.
Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:
Ø воспитательная– развитие ценностных отношений, развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;
Ø образовательная (познавательная) – воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;
Ø развивающая– развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
Ø коррекционная – организация работы по коррекции имеющихся недостатков, в частности развития речи у детей;
Ø социализирующая– овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
Ø оздоровительно-профилактическая – овладение элементарными навыками здорового образа жизни, забота о своем здоровье.
В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей (см.приложение). Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки речевых нарушений, системы психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного детства. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности. Акцент делается на интеграцию образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка).
Основанием преемственности дошкольного и начального школьного образования являются ориентиры образовательного процесса на этапе дошкольного детства, а также исходные ориентиры начального общего образования.
Учебная деятельность осуществляется только в группах 5 – 7 лет.
Создание и обновление предметно-развивающей среды
Особое место воспитатели уделяют оборудованию предметной развивающей среды как фактору, влияющему на закрепление знаний, полученных на занятиях и во время режимных моментов. В группе оборудованы разнообразные центры, отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям детей, все они оснащены безопасным материалом и доступны детям.
Для физического и музыкального развития воспитанников используется музыкально-физкультурный зал. В его оборудование включены детские музыкальные инструменты, дидактический и раздаточный материал, фонотека, телевизор, музыкальный центр, спортивное оборудование.
Для организации воспитательно-образовательного процесса используется прогулочная территория детского сада. На территории оборудованы игровая и спортивная площадки, яблоневый сад, цветник. Воспитателями организуются наблюдения, труд в природе, игровая деятельность, индивидуальная работа.
Формы сотрудничества с семьей
Детский сад является начальным звеном системы образования, обеспечивающим помощь семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, в развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств, в формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
С целью вовлечения родителей в образовательный процесс воспитателями организуются выставки творчества детей и родителей, проводятся групповые мероприятия с участием родителей, практикуются домашние задания.
Преемственность в работе МКДОУ.
Согласно планам работы школы и детского сада проводятся совместные мероприятия для детей и учеников начальной школы: конкурсы, совместные праздники, экскурсии, спортивные соревнования, шефская помощь. Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования обсуждаются на педсоветах, заседаниях МО.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации “Об образовании” Основная общеобразовательная программа – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
ООП МКДОУ д/с №11 поселка Мезиновский обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Программа опирается на научные принципы ее построения:
Ø принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
Ø сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
Ø соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (т. е. позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);
Ø обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Ø принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Ø комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
Ø построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра);
Ø принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Программа определяет специфику организации учебно-воспитательного процесса (содержание, формы) с учетом государственных требований к дошкольному уровню образования, разработана индивидуально для детского сада №11 поселка Мезиновский, учитывает потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума.
При построении образовательного процесса используется литература в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы».
При выборе методик предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сферы развития. При организации непосредственно образовательной деятельности с детьми доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания проводится подгруппами или индивидуально.
План образовательной работы на учебный год ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей: здоровье, физическая культура, социализация, безопасность, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.
2.МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА МКДОУ д/с № 11 ПОСЕЛКА МЕЗИНОВСКИЙ
Под «моделью» выпускника мы понимаем предполагаемый результат совместной деятельности МКДОУ и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник детского сада.
Компетентность физического развития:
Ø Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
Ø Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности;
Ø Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Социально-личностная компетентность:
Ø Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Ø Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Способен изменить стиль общения со взрослыми или сверстниками, в зависимости от ситуации.
Ø Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Ø Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.
Интеллектуальная компетентность:
Ø Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Ø Способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Ребенок может применить самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
Ø Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Компетентность художественно-эстетического развития:
Ø Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Ø Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
3. Организация режима пребывания детей
в МКДОУ детский сад № 11 поселка мезиновский
При разработке режима жизнедеятельности детского сада учитывались особенности учреждения, предельно минимальный контингент работников групп детского сада, общеразвивающий характер, а также требования:
Ø Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Ø СанПиН 2.4.1.2660-10.
МКДОУ осуществляет свою деятельность ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 7.00 до 17.00 часов.
Режим ДОУ продиктован требованиями сбережения здоровье и составлен с учетом рекомендаций Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Образовательный процесс охватывает весь период пребывания ребенка в детском саду и не прерывается в ходе режимных процессов, когда наравне с воспитательными решаются и образовательные задачи. Особое место в режиме дня уделяется организованной образовательной деятельности и совместному партнерству взрослого и ребенка, а также времени для самостоятельной деятельности детей. Вместе с тем имеет место гибкий режим, предполагающий коррекцию временных рамок в соответствии с физиологическими особенностями детей (приход детей в детский сад, время сна, дополнительные выходные в течение рабочей недели)
Вид деятельности |
Младшая группа 4-й год жизни |
Средняя группа 5-й год жизни |
Старшая группа 6-й год жизни |
|||||
|
Время в режиме дня |
Длительность |
Время в режиме дня |
Длительность |
Время в режиме дня |
Длительность |
||
Приём, осмотр, утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку. Завтрак |
7.00-8.20
8.20 –
8.45 |
всего 1 ч. 45 мин |
7.00-8.20
8.20-8.45 |
всего 1 ч 45 мин |
7.00- 8.30
8.30-
8,45 |
всего.
1 ч 45 мин |
||
Самостоятельная деятельность детей |
8.45-9.00 |
15 мин. |
8.45 – 9.00 |
15 мин |
8.45-9,00 |
15 мин |
||
Организ. образоват. деяельность |
Количество часов образовательной нагрузки неделю |
10 |
10 |
13 |
||||
Длитель-ность занятия |
15 мин. |
20 мин |
25 мин. |
|||||
Непосредственно-образовательная деятельность |
9.00-
9.15
9.25-9.40 (10 минут перерыв между занятиями) |
30 мин (подсчет времени ) |
9.00-
9.20
9.30-
9.50 |
40 мин (подсчет времени ) |
9.00 -
9.25
9.35-
10.00
10.10-
10.35 |
1ч 15 мин. (подсчет времени ) |
||
Второй завтрак |
9.45-9.55 |
10мин- |
10.00-10.10 |
10 мин |
10.35 -10.45 |
10 мин. |
||
Подготовка к прогулке, прогулка |
9.55-10.10
10.10 -11.50 |
15 мин
1 ч. 40 мин. |
10.10- 10.25
10.25- 12.00 |
15 мин.
1 ч 35 мин |
10.45 – 11.00
11.00 - 12.30
|
15 мин.
1 ч 30 мин. |
||
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность,
Подготовка к Обеду. Обед |
11.50– 12.10
12.10-12.50 |
20 мин.
40 мин |
12.00 – 12.15
12.15 – 12.50 |
25 мин.
35 мин. |
12.30-12.45
12.45– 13.10 |
15 мин
25 мин. |
||
Подготовка ко сну
Сон |
12.50-15.00 |
2ч 10мин. |
12.50-15.00 |
2ч. 10 мин. |
13.10-15.00 |
1ч.50 мин. |
||
Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры,гимнастика пробуждения.игры |
15.00 - 15.30 |
30мин. |
15.00- 15.30 |
30 мин |
15.00- 15.30 |
30мин. |
||
Подготовка к полднику. Полдник |
15.30-15.50 |
20 мин |
15.30-15.50 |
20 мин |
15.30 – 15.50 |
20 мин. |
||
Самостоятель-ная деятельность, игры. Чтение художественной литературы |
15.50- 16.20 |
30 мин. |
15.50-16.20 |
30 мин |
15.50 - 16.15 |
25мин |
||
Подготовка к прогулке, прогулка Уход домой
|
16.20-17.00 |
40 мин |
16.20-17.00 |
40 мин. |
16.15- 17.00 |
45 мин. |
||
|
|
|
|
|
|
|
||
Общий подсчет времени |
На непосредственно-образовательную деятельностьсть |
30 мин |
40 мин |
1 ч 15 мин. |
||||
На прогулку |
2 ч. 20 мин. |
2 ч.25 |
2ч. 15 мин. |
|||||
На игру (без учета времени игр на прогулке и в перерывах между занятиями) |
2ч.
|
2 ч
|
2ч. |
|||||
В теплый период увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, сокращается непосредственно образовательная деятельность. При наличии условий некоторые режимные моменты (игры, гимнастика и отдельные виды непосредственно образовательной деятельности) проводятся на свежем воздухе.
Во время плохой погоды режим дня изменяется, при этом осуществляются следующие мероприятия:
Ø Организация прогулки в помещении: физкультурный зал хорошо проветривается, в нем приоткрываются окна; все дети, одетые, проходят в него поиграть; в это время в групповой проводится сквозное проветривание.
Ø Свободное перемещение детей по учреждению.
3.1.Описание ежедневной организации жизнедеятельности детей
В теплый период увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, сокращается непосредственно образовательная деятельность. При наличии условий некоторые режимные моменты (игры, гимнастика и отдельные виды непосредственно образовательной деятельности) проводятся на свежем воздухе.
Во время плохой погоды режим дня изменяется, при этом осуществляются следующие мероприятия:
Ø Организация прогулки в помещении: физкультурный зал хорошо проветривается, в нем приоткрываются окна; все дети, одетые, проходят в него поиграть; в это время в групповой проводится сквозное проветривание.
Ø Свободное перемещение детей по учреждению.
№ п/п |
Оздоровительные мероприятия |
Особенности организации |
||
Младший дошкольный возраст |
Средний дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст |
||
1. |
Утренний фильтр |
Ежедневно |
||
2. |
Утренняя гимнастика |
5-6 минут |
6-8 минут |
8-10 минут |
3. |
Одежда детей в группе |
Облегчённая: хлопчатобумажное бельё, рубашки или платье, гольфы, босоножки. |
||
4. |
Физкультминутки на занятиях |
2 минуты |
3 минуты |
4 минуты |
5. |
Двигательная разминка между занятиями |
Ежедневно по 10 минут |
||
6. |
Физкультурные занятия |
2 раза в неделю (классического вида, игровое, сюжетное, тематическое, итоговое). |
||
7. |
Сквозное проветривание |
Ежедневно 2 раза в день |
||
8. |
Физкультурные занятия на воздухе |
|
1 раз в неделю
|
|
9. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
2 раза в день |
||
8-10 минут |
15 минут |
15 минут |
||
10. |
Фитонцидотерапия |
С ноября по апрель ежедневно, во время обеда – лук, чеснок |
||
11. |
Бодрящая гимнастика, хождение по массажным коврикам босиком |
Ежедневно |
||
4 минуты |
5 минут |
6 минут |
||
12. |
Самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно: утром и вечером: характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребностей детей |
||
13. |
Индивидуальные беседы с детьми о здоровье |
Ежедневно: во время утреннего приёма, индивидуально во второй половине дня |
||
14. |
Просветительская работа с родителями о здоровом образе жизни |
Ежедневно, по мере необходимости |
||
15. |
Оздоровительный досуг («День здоровья») |
1 раз в месяц во второй половине дня |
3.2.График двигательной активности детей
№ п/п |
Формы работы |
Время проведения |
Возрастные группы, продолжительность (в день/ в неделю) |
||
Младшая разновозрастная группа |
Средняя разновозрастная группа |
Старшая разновозрастная группа |
|||
1. |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно перед завтраком |
5-6 минут |
6-8 минут |
8-10 минут |
2. |
Занятия по физической культуре |
Два раза в неделю |
15 минут |
20 минут |
25 минут |
3. |
Музыкальные занятия |
Два раза в неделю |
15 минут |
20 минут |
25 минут |
4. |
Двигательная разминка между занятиями |
В перерыве между занятиями ежедневно |
10 минут |
||
5. |
Физкультминутка |
На занятиях малой подвижности ежедневно |
2-3 минуты |
3 минуты |
4 минуты |
6. |
Подвижные игры на прогулке |
Утром и вечером ежедневно |
10*2=20 минут |
15*2=30 минут |
15*2=30 минут |
7. |
Спортивные игры на прогулке |
Элементы игр на прогулке (1 половина дня) |
10 минут |
15 минут |
15 минут |
8. |
Оздоровительный бег |
Перед возвращением с прогулки |
5 минут |
10 минут |
15 минут |
9. |
Гимнастика после сна |
Ежедневно после сна |
6 минут |
8 минут |
10 минут |
10. |
Самостоятельная двигательная деятельность |
Утром и вечером ежедневно |
Проводится под наблюдением воспитателя по желанию детей |
||
11. |
Индивидуальная работа |
Ежедневно |
8 минут |
10 минут |
12 минут |
12. |
Физкультурный досуг |
1 раз в месяц
|
20 минут |
25 минут |
30 минут |
13. |
Физкультурный праздник |
2 раза в год
|
|
До 40 минут |
До 50 минут |
14. |
День здоровья |
1 раз в квартал |
Вся деятельность детей несёт активный двигательный характер |
||
|
ИТОГО:
|
1 час 58 минут |
2 часа 40 минут |
3 часа 12 минут |
3.3.Проектирование образовательного процесса
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ д/с №11 п.Мезиновский
________________ Голованчикова Е.Л.
Основные виды организованной образовательной деятельности
День недели |
Младшая разновозрастная группа |
Средняя разновозрастная группа |
Старшая разновозрастная группа |
Понедельник |
1. Физкультура |
||
9.00 – 9.15 |
9.00 – 9.20 |
9.00 – 9.25 |
|
2. Художественное творчество (рисование) |
|||
9.35 – 9.50 |
9.35 – 10.00 |
9.35 – 10.00 |
|
Вторник |
1. Музыка |
||
9.00 – 9.15 |
9.00 – 9.20 |
9.0 – 9.25 |
|
2. Познание (формирование элементарных математических представлений) |
|||
9.35 – 9.50 |
9.35 – 10.00 |
9.35 – 10.00 |
|
Среда |
1. Физкультура б/м |
||
9.00 – 9.15 |
9.00 – 9.20 |
9.00 – 9.25 |
|
2. Коммуникация (развитие речи / чтение художественной литературы) |
|||
9.35 – 9.50 |
9.35 – 10.00 |
9.35 – 10.00 |
|
Четверг |
1. Музыка |
||
9.00 – 9.15 |
9.00 – 9.20 |
9.00 – 9.25 |
|
2. Познание (формирование целостной картины мира, конструирование) |
|||
9.35 – 9.50 |
9.35 – 10.00 |
9.35 – 10.00 |
|
Пятница |
1. Художественное творчество (лепка, аппликация) |
||
9.00 – 9.15 |
9.00 – 9.20 |
9.00 – 9.25 |
|
2. Физкультура / воз. |
|||
9.35 – 9.50 |
9.35 – 10.00 |
9.35 – 10.00 |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки дошкольной группы разработан с учетом Основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2011 г.) и в соответствии с нормативными документами:
Ø Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
Ø СанПиН 2.4.1.2791-10; Изменение №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет:
Ø в младшей подгруппе – не более 15 минут;
Ø в средней подгруппе – не более 20 минут;
Ø в старшей подгруппе – не более 25 минут.
В обязательную часть максимально допустимого объема образовательной нагрузки включены четыре направления с соответствующими образовательными областями:
Ø познавательно-речевое (познание, коммуникация);
Ø социально-личностное (безопасность, социализация, труд);
Ø художественно-эстетическое (художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка);
Ø физическое (физическая культура, здоровье, безопасность).
Реализация образовательной деятельности осуществляется согласно принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
4.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Согласно ФГТ, задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
4.1. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей в соответствии с ФГТ
Образова-тельная область |
Цель |
Задачи |
Программно-методическое обеспечение |
Формы работы |
Здоровье |
Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья |
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2.Воспитание культурно-гигиенических навыков. 3.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
|
Ø Игра Ø Ситуативный разговор Ø Беседа Ø Рассказ Ø Чтение Ø Интегративная деятельность Ø Проблемная ситуация Ø Проектная деятельность Ø Создание коллекций Ø Тематический досуг |
Физическая культура |
Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие |
1.Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации). 2.Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). 3.Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании и др). |
|
Ø Игровая беседа с элементами движений Ø Интегративная деятельность Ø Утренняя гимнастика Ø Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Ø Игра Ø Контрольно-диагностическая деятельность Ø Экспериментирование Ø Физкультурное занятие Ø Спортивные и физкультурные досуги Ø Спортивные состязания Ø Проектная деятельность |
Социализация |
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений |
1.Развитие игровой деятельности детей. 2.Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). 3.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. |
|
Ø Наблюдение Ø Чтение Ø Игра Ø Игровое упражнение Ø Проблемная ситуация Ø Беседа Ø Совместная с воспитателем игра Ø Совместная со сверстниками игра Ø Индивидуальная игра Ø Праздник Ø Экскурсия Ø Ситуация морального выбора Ø Проектная деятельность Ø Интегративная деятельность Ø Коллективное обобщающее занятие |
Труд |
Формирование положительного отношения к труду |
1.Развитие трудовой деятельности. 2.Воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей и его результатам. 3.Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. |
|
Ø Совместные действия Ø Наблюдения Ø Поручения Ø Беседа Ø Чтение Ø Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Ø Рассматривание Ø Дежурство Ø Игра Ø Экскурсия Ø Проектная деятельность |
Безопасность |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятель-ности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) |
1.Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. 2.Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. 3.Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 4.Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. |
|
Ø Совместные действия Ø Наблюдения Ø Беседа Ø Чтение Ø Рассматривание Ø Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач Ø Экспериментирование Ø Проектная деятельность
|
Познание |
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуаль-ное развитие
|
1.Сенсорное развитие. 2.Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. 3.Формирование элементарных математических представлений. 4.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. |
|
Ø Сюжетно-ролевая игра Ø Рассматривание Ø Наблюдение Ø Чтение Ø Игра-экспериментирование Ø Развивающая игра Ø Экскурсия Ø Интегративная деятельность Ø Конструирование Ø Исследователь-скаядеятельность Ø Рассказ Ø Беседа Ø Создание коллекций Ø Проектная деятельность Ø Экспериментирование Ø Проблемная ситуация Ø Ситуативный разговор с детьми
|
Коммуникация |
Способствова-ние овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми (Коррекционное обучение) |
1.Развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками. 2.Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произвольной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности. 3.Практическое овладение детьми нормами речи. |
|
Ø Беседа после чтения Ø Рассматривание Ø Игровая ситуация Ø Дидактическая игра Ø Интегративная деятельность Ø Чтение Ø Беседа о прочитанном Ø Игра-драматизация Ø Показ настольного театра Ø Разучивание стихотворений Ø Театрализованная игра Ø Режиссерская игра Ø Проектная деятельность Ø Интегративная деятельность Ø Решение проблемных ситуаций Ø Разговор с детьми Ø Создание коллекций Ø Игра
|
Чтение художественной литературы |
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг |
1.Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. 2.Развитие литературной речи. 3.Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
|
Ø Чтение Ø Обсуждение Ø Рассказ Ø Беседа Ø Игра Ø Инсценирование Ø Викторина Ø Ситуативный разговор с детьми Ø Продуктивная деятельность Ø Сочинение загадок Ø Использование различных видов театра Ø Проблемная ситуация
|
Художественное творчество |
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении |
1.Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). 2.Развитие детского творчества. 3.Приобщение к изобразительному искусству. |
|
Занятия (рисование, аппликация, худ.конструирование, лепка) Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр Экспериментирование Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) Тематические досуги Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи Проектная деятельность Создание коллекций Конструирование из песка Украшение личных предметов Самостоятельная изобразительная деятельность |
Музыка |
Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку |
1.Развитие музыкально-художественной деятельности. 2.Приобщение к музыкальному искусству. 3.Развитие способности эмоционально воспринимать музыку. |
|
Ø Слушание музыки Ø Экспериментирование со звуками Ø Шумовой оркестр Ø Совместное и индивидуальное пение Ø Разучивание муз. игр и танцев Ø Попевка Ø Распевка Ø Концерт-импровизация Ø Муз. сюжетнаяигра |
5.Содержание коррекционной работы
Воспитательно-образовательная работа в дошкольной группе строится на положениях Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» о том, что все дети имеют равные права на образование и медико-психолого-педагогическое сопровождение своего развития.
Коррекционная работа проводится с детьмипо показаниям, выявленным в результате медицинского, педагогического, социального изучения особенностей развития детей, воспитывающихся в ДОУ.
Содержание коррекционной работы с детьми
Направления |
Содержание |
Сроки |
Социальное сопровождение |
Направления работы: · Изучение и коррекция запросов, трудностей взаимопонимания родителей и детей. · Помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, их социальное сопровождение (по мере выявления по индивидуальному плану). · Вооружение родителей правовыми знаниями. · Координация усилий дошкольной группы и учреждений соцзащиты в оказании помощи конкретному ребенку, конкретной семье. |
Определяются индивидуально |
Педагогическое сопровождение |
Индивидуальная работа с детьми: · по развитию моторных функций, основных движений и движений мелкой моторики; · по освоению содержания образовательных областей по программе; · по формированию и развитию различных видов детской деятельности. |
Определяются индивидуально |
6. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы
Планируемые итоговые результаты освоения детьми Основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы:
Ø Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Ø Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Ø Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Ø Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменить стиль общения с взрослым и сверстником, в зависимости от ситуации.
Ø Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике и др.).
Ø Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Ø Имеющий первичные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Ø Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Ø Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
7. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
Основной общеобразовательной программы
Повышение качества образования в ДОУ является важной задачей, стоящей перед каждым дошкольным образовательным учреждением. Основой решения проблемы качества образования в ДОУ является проектирование и внедрение системы управления качеством образовательного процесса. Одна из составляющих этой системы является мониторинг. В методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (от 21.10.2010 г. № 03-248) мониторинг определяется как «совокупность апробированных описанных в психолого-методической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребёнка на каждом этапе его возрастного развития».
Цель мониторинга достижения планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения детьми Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с № 11 п.Мезиновский – исследование сформированности у детей интегративных качеств:
Ø физических: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
Ø интеллектуальных: любознательный, активный; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками);
Ø личностных: эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
В соответствии с ФГТ система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения Программы, позволяет осуществить оценку динамики достижений детей и включить описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
7.1.Мониторинг развития дошкольников в соответствии с портретом выпускника ДОУ
Сферы развития |
Критерии (показатели) |
Средства контроля (методика) |
Периодичность, сроки выполнения |
Контингент |
Ответ-ственные |
Физическое развитие |
Здоровье; Количество дней, пропущенных по болезни за год; Группа здоровья; Индекс здоровья |
Плановые медицинские осмотры |
В соответствии с графиком |
Все возрастные группы |
Воспитатели |
Культурно-гигиенические навыки |
Наблюдение и анализ воспитателя в соответствии с ООП ДО |
2 раза в год |
Все возрастные группы |
Воспитатели |
|
Общая физическая подготовка |
Методика департамента образования Владимирской области (постановление губернатора области № 473 от 31.09.2004) «Определение физической подготовленности дошкольников» |
2 раза в год |
5 – 7 лет |
Воспитатели |
|
Интеллектуальное развитие |
Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментиро-вать. |
Методика Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова «Нормативные карты возрастного развития дошкольников».
|
2 раза в год |
С 4 лет |
Воспитатели
|
Способен самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе |
Методика Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова «Нормативные карты возрастного развития дошкольников» |
2 раза в год |
С 4 лет |
Воспитатели |
|
О.А. Сафонова. «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности» |
2 раза в год |
Все возрастные группы |
Воспитатели |
||
Мониторинг детского развития согласно программы «От рождения до школы» |
1 раз в год |
Все возрастные группы |
Воспитатели |
||
Способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач, поставленных как взрослым, так и им самим |
Методика Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова «Нормативные карты возрастного развития дошкольников» |
2 раза в год
|
С 4 лет |
Воспитатели
|
|
Владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Экспресс-диагностика готовности к школе Е.К. Вархотова, Н.В. Дяткова, Е.В. Сазонова |
1 раз в год |
6 – 7 лет |
Воспитатели |
|
Личностное развитие Художественно-эстетическое |
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы |
О.А. Сафонова. «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности».
|
2 раза в год |
Все возрастные группы |
Воспитатели |
Социально-личностное |
1.Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. 2.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками, в зависимости от ситуации. 3. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. 4. Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности |
О.А. Сафонова. «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности».
Методика Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова «Нормативные карты возрастного развития дошкольников» |
2 раза в год
2 раза в год |
Все возрастные группы
С 4 лет |
Воспитатели
Воспитатели |